Храм Девяти Мучеников Кизических
Публикации Православные традиции

Православные традиции

Крещение Господа Иисуса Христа

«Жизнь без Христа – случайный сон. Блажен, кому дано два слуха, - Кто и церковный слышит звон, И слышит вещий голос Духа…»

Под именем Богоявления разумеется праздник, в котором воспоминается и прославляется событие Крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане. Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с Неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святый сошел на Сына в виде голубя. Это объяснение праздника дает Святая Церковь в тропаре: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

Издревле также называется этот праздник днем Пресвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явмлся просветить сидящих во тме…и сени смертней (Мф. 4:16) и спасти по благодати, явльшейся Просвещением (явлением) Спасителя. К тому же в навечерие Богоявления был обычай совершать крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при которым возжигалось множество светильников.

Подробнее...

Рождество Господа Иисуса Христа

«Нас ради родися Отроча младо – превечный Бог»

Установление этого Великого праздника принадлежит самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в Церквах Западных, нежели Восточных, но это касается только даты 25 декабря (7 января). В Церквах же Восточных до IV века он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно Рождества Христова или Крещения, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе и через Христа Божественной благодати, отчего и назывался Богоявлением.

Первоначально основанием для празднования Рождества Христова 6 (19) января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа, который и в древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом. Второй Адам, по таинственному созерцанию древней Церкви родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, то есть 6 (19) января. Таким образом, с IV века между Восточными и Западными Церквями устанавливается единство только относительно времени празднования, именно, 25 декабря (7 января). Впервые в таком виде праздник был введен в Церкви Константинопольской около 377 года, по указанию императора Аркадия на обычай Церкви Римской и благодаря святителю Иоанну Златоусту, а отсюда он распространился по всему православному Востоку.

Подробнее...

Наверх страницы