Храм Девяти Мучеников Кизических
Публикации Православные традиции Рождество Господа Иисуса Христа

Рождество Господа Иисуса Христа

«Нас ради родися Отроча младо – превечный Бог»

Установление этого Великого праздника принадлежит самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в Церквах Западных, нежели Восточных, но это касается только даты 25 декабря (7 января). В Церквах же Восточных до IV века он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно Рождества Христова или Крещения, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе и через Христа Божественной благодати, отчего и назывался Богоявлением.

Первоначально основанием для празднования Рождества Христова 6 (19) января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа, который и в древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом. Второй Адам, по таинственному созерцанию древней Церкви родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, то есть 6 (19) января. Таким образом, с IV века между Восточными и Западными Церквями устанавливается единство только относительно времени празднования, именно, 25 декабря (7 января). Впервые в таком виде праздник был введен в Церкви Константинопольской около 377 года, по указанию императора Аркадия на обычай Церкви Римской и благодаря святителю Иоанну Златоусту, а отсюда он распространился по всему православному Востоку.

Уже самый предмет указывает на цель установления его, а именно: воспоминание и прославление рождения Господа нашего Иисуса Христа во плоти от Пресвятой Девы Марии. Это – первоначальная и основная цель установления праздника. К ней очень рано присоединяется и другая: дать противодействие заблуждению еретиков. По причине их лжеучений и в самом празднике 6 (19) января древняя Церковь обращала главное внимание на воспоминание события Рождества Христова, как собственно явление Бога во плоти. В IV веке, с появлением и распространением арианства, для Православной Церкви явилось новое и сильнейшее побуждение прославить событие Рождества Христова. Наконец, отнесением праздника на 25 декабря (7 Января) Церковь имела в виду дать противовес языческому культу и предохранить верующих от участия в нем… Утверждая нашу веру в величайшую тайну воплощения Господа нашего Иисуса Христа и обличая всех еретиков, исказивших своим суемудрием этот догмат, Святая Церковь, празднуя Рождество Христово, в своих песнопениях изображает этот праздник как день всеобщей радости, як родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь (Лк. 2:11). «Небо и земля, - восклицает Святая Церковь, - днесь пророчески да возвеселятся», «играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки».

Вместе с тем Святая Церковь празднованием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа: Родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, « нас ради человек и нашего ради спасения». И мы, празднуя ныне это рождение Христа Господа, естественно, должны возгреть в себе решимость возродиться от жизни греховной к жизни святой и богоугодной, ибо снисшедший на землю Господь наш Иисус Христос вступил в благодатное сродство с нами и не стыдится братию нарицати нас (Евр. 2:11). Но, чтобы нам быть достойными этого высокого общения и союза, нам необходимо удаляться от тьмы греха и приближаться к свету веры, благочестия и добрых дел…

Не в славе и в великолепии, а в нищете, убожестве и уничижении является в мир Создатель и Владыка Неба и земли; не роскошные палаты, а убогий вертеп приемлет Царя царствующих и Господа господствующих. И этим показывается нам величие смирения, нищеты, кротости, простоты и пагубность гордости, богатства, тщеславия и роскоши. Удостаиваются первыми услышать благовестие ангелов о рождении Спасителя мира и первыми поклониться Ему простые вифлеемские пастыри, а после них – мудрые персидские волхвы. Здесь видим два рода людей: пастырей и волхвов, то есть людей и самых простых, и самых образованных. Это учит каждого довольствоваться своей участью и, вместе с тем, показывает, что никакое звание и состояние не препятствует приближаться к Богу… что пред очами Божиими драгоценны не внешние преимущества в свете, а чистота сердца и совесть, кротость и смирение духа, покорность и послушанию Закону Божию, терпение и благодушие, упование и преданность воле Божией, незлобие и доброжелательство к ближним, беспорочное хождение пред Богом во всех заповедях и оправданиях Его. Эти драгоценные качества не принадлежат исключительно какому – либо сословию: во всех званиях и состояниях человек может быть угоден Богу, если будет благоугождать Ему словом и делом, желанием и помышлением…

Праздник Рождества Христова есть двунадесятый праздник. Он имеет пять дней предпразднства ( с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднства; отдание его бывает 31 декабря (13 января). В богослужебных книгах он называется «Пасхою тридневною». По величию воспоминаемого события этот праздник – торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи. Святитель Иоанн Златоуст называет день Рождества Христова «честнейшим и важнейшим всех праздников», «матерью всех праздников». В праздник Рождества, хотя бы он случился в среду или в пятницу, мирянам разрешается мясо, а монахам – сыр и яйца. От Рождества Христова и до Богоявления нет поста, нет коленопреклонений.

Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11:1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: « Христе – отрасль от корня Иессеева и цвет от него – произрос Ты от Девы».

Украшение ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе – источнике жизни, света и радости – может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22 – 23).

Рождество Христово для нас – начало спасения, заря надежды, дар вечной жизни… Мир, давно потерявший райскую радость, долго ждал и созревал, и Бог «многократно и многообразно» говорил… «в пророках» (Евр.1, 1), призывая заблудших детей Своих к возвращению в Отчий дом… А в «последние дни» Он Сам пришел, стал человеком истинным и совершенным, оставаясь Богом непостижимым, неведомым, чтобы привести к Отцу всех, кто сумеет возлюбить Его и поверить в Божию любовь: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Отец посылает Сына Своего в мир не судить мир, а спасти, чтобы нерадостный, осиротелый, горький мирр познал любовь и уверовал в нее… Отец посылает Сына в мир, зная, что Он погибнет жестокой смертью от руки тех, которых тайна Распятия, и Гроба, и всепрощения… Нерушимой заповедью звучат слова Спасителя: «Я дал вам пример» (Ин.13, 15), следуйте ему – «любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»… Принесем Христу чистую молитву, мужественную праведность, смелую, бесстрашную веру… Станем с Ним едиными в любви и возлюбим тот мир, за который Он отдал Свою жизнь, и возлюбим каждого, как Он научил нас любить.

Традиции Руси

Канун Рождества Христова должен застать люд православный уже вполне готовым к восприятию благостной вести о рождении Спаса Христа, несущего на темную землю светлое благоволение. Твердо памятовал простой русский человек притчу, гласящую о том, что не следует приходить на пир в печальной одежде. Потому – то и спешил он и старался всеми силами сбросить со своих плеч черную тяготу потовых работ и, запасшись всем, что Бог дол к празднику, ждал – с благоговейной тишиной в душе – появления на небе первой звезды вечерней, веруя, что это загорится та самая звезда, которая около двух тысячелетий тому назад возвестила волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском. Целый день постились – не принимали никакой пищи в Рождественский сочельник («до звезды» благочестивые люди, памятовавшие о преданиях отцов и дедов, - чтобы, по завещанному теми уставу – обычаю, встретить в мир Спасителя мира.

Вечером, в канун Рождества Христова, люди русские не нарушали поста: по Уставу Церковному вкушали только сочиво – взвар рисовый или ячменный – с медом, или ягодный и плодовый) с хлебом пшеничным, оладьи медовые, да пироги постные. Разговлялись утром – после ранней обедни; а до утра все еще стояли на Руси Филипповки (пост). «Пост – пости, праздник – празднуй», - говорили в народе, да приговаривали: «По Сочельникову мосту идет Коляда из Новагорода!».

«Коляда» («коледа») – слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей русского быта и приводившее их к самым противоречивым заключениям. Не только исследователи, но и сам народ приурочивал к этому слову различные понятия. На севере называли колядою Рождественский сочельник, колядованием – обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии за коляду слыли подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго – западных полосах звали этим именем самый праздник Рождества и даже все Святки. «Колядовать» на белорусском наречии означает – Христа славить. Если же этим словом обмолвился бы смоленский мужик, то это означало – побираться, просить милостыню.

В старину «колядовали» накануне Рождества по всей Руси. Молодежь деревенская, отстояв всенощную, или заутреню, шли веселой гурьбой по подоконью, останавливаясь особенно долго там, где горел огонь. Тороватые хозяева одаривали их «кольцами» колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В Киевской и Волынской губерниях половина денег отдавалась на церковь; в других местах все деньги шли на устраиваемую на Святках пирушку. А колядки звучали на всю округу: «На сивом море корабель на воды, в том кораблейку трое воротцы; в перших воротейках месячок светитчи, в других воротейках солнечько сходит, в третьих воротейках Господь ходит, - ключи примая, рай вотмикая…», «Коляда, коляда! Пришла коляда накануне Рождества; мы ходили, мы искали коляду святую по всем дворам, по проулочкам. Нашли коляду у Петрова двора; Петров – то двор – железный тын, середи двора три терема стоят: во первом терему – светел месяц, в другом терему – красно солнце, а в третьем терему – часты звезды…»

По старинному преданию, накануне Рождества в самую полночь отверзаются Небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. «Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить будете, - все исполнится, все сбудется», - говорил народ.

У сербов и лужичан существовал обычай – выходить Рождественской полночью в поле, на перекресток дорог и смотреть в небо. По словам стариков, перед взорами угодных Богу людей открывались Небесные красоты неизреченные.

На Рождественской трапезе необходимыми кушаньями являлись мед и «чесница» (пресный пшеничный хлеб с запеченной в нем монетой). Большак – хозяин разламывал чесницу и разделял между трапезующими – кому достанется кусок с монетою, - того счастье ожидало.

Рецепты блюд

Стол в старину посыпали сеном, стелили скатерть, в центре стола ставили блюдо с сочивом и другие блюда, которых должно было быть ровно двенадцать (по числу апостолов).

Рождественский стол отличался обилием закусок. Главное блюда рождественского стола - гусь с яблоками. Сегодняшняя трапеза немыслима также без сладкого: пирогов, калачей, булочек. А радивые хозяйки выпекали торт - в виде часов со стрелками, приближающимися к полуночи.

На праздничном русском столе были блины, заливное, рыба, студень, молочный поросенок с кашей, жаркое, колядки, медовые пряники, взвары - по возможностям семьи.


Салат «Сказка»

6 яиц, 300 граммов сыра, 400 граммов куриного мяса, 2 головки репчатого лука порубить и поджарить, 400 граммов майонеза, 200 граммов грибов, 100 граммов толченых грецких орешков.

Все уложите слоями: 3 тертых яйца - майонез, тертый сыр - майонез, мелко порезанная курица, жареный лук - майонез, жареные грибы – майонез, тертые 3 яйца - майонез, тертый сыр - майонез. Сверху все посыпьте мелко порубленными грецкими орешками.


Медовая курица

4 куриных корочка, оливковое масло (5 столовых ложек), мед (3 столовые ложки), несколько маслин, 1 лимон, соль, перец, зелень базилика, петрушки и кориандра.

Подсоленные и натертые специями корочка полейте медом и тушите на оливковом масле 30 минут. Подавайте на стол, украсив дольками лимона, зеленью и маслинами.


Кутья рисовая

1 стакан риса, 50 гр. миндаля, 50 гр. изюма, сахар.

Переберите рис, промойте, залейте водой и доведите до кипения. Откиньте на сито, облейте холодной водой, снова положите в кастрюлю и варите в большом количестве воды до мягкости. Вновь откиньте на сито и остудите. Ошпарьте миндаль, очистите, порубите и истолките миндаль в посуде, в которой будете подавать кутью. Добавьте к миндалю сахар, слегка разведите водой и перемешайте. Добавьте рис, распаренный изюм и перемешайте кутью.

 

Использованная литература:

1. Православные праздники. Книга для домашнего и семейного чтения в особо торжественные церковные дни/ Синтагма,2007, стр.615 – 618.

2. А.А.Коринфский «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа».

3. С.В. Булгаков «Настольная книга для священно – церковнослужителей»/ М., 1993, т1, стр. 520 – 526.

4. Настольная книга для священнослужителей/М., 1994, т.7, стр. 693.

5. Сайт: www.christmasday.ru

6. Сайт: www. kyxapka.com

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы