Храм Девяти Мучеников Кизических
Публикации Православные традиции Сретение Господа Иисуса Христа

Сретение Господа Иисуса Христа

«Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов...» Лк. 2:29 - 31

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча».

По прошествии сорока дней после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения, Пречистая вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема Иерусалим - ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных. Родители Иисуса смогли принести только двух горлиц. Дева Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась Рождением Его и, не переставая быть Девой, «нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая...»Дева, не имела нужды в очищении, но, по Своему глубокому смирению, Она подчинилась предписанию закона.

Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк.2:25). Ему было обещано, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. По внушению Духа Божия, Симеон пришел в храм в то время, когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы представить Его пред Господом, принял Его на руки, посему и именуется Богоприимцем; благословил Бога и воспел пророчественную песнь: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29-32). Иосиф и Богоматерь дивились сказанному. Симеон благословил их и продолжал пророчествовать о Младенце: «Се, лежит Сей на падение и восстание многим во Израиле и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой, - предрек старец Богоматери, - душу пройдет оружие: яко да откроются от многих сердец помышления» (Лк.»: 34-35).

В храме была также Анна пророчица, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк.2: 37-38).

Так ясно и величественно открылось Божество в сорокодневном Младенце! Чаявшими утехи Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, спаситель мира и Господь...

Уже со времен глубокой древности христиане празднуют этот праздник. В 3 веке святой Мефодий, епископ Патарский, в особом «Слове» прославил это событие. В 4 веке святители Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский посвящают особые проповеди этому священному дню. От 5 века дошло до нас проникновенное слово Феодота, епископа Анкирского.

С душой, полной мира и пламенной любви ко Христу Жизнодавцу, Церковь в этот день слушает песнь праведного Симеона Богоприимца. В этот день верующий христианин идет в церковь вновь поклониться Божественному Младенцу Жизнодавцу, Солнцу Правды - Христу. И этот день становится для него днем света и радости, днем Божиих благодеяний и чудес.

Памятью о великом чуде запечатлен этот благодатный день. Оно произошло в середине 6 века. Византийская империя переживала полосу бедствий: в Антиохи разразилось страшное землетрясение, которое продолжалось 10 дней. Город был разрушен почти полностью; тысячи людей были погребены под развалинами своих домов, сотни тысяч беженцев наводнили Константинополь. И еще два столь же страшных землетрясения разразились в ближайшие десять лет. В 5453 году неслышно вступила в пределы Константинополя «черная смерть» - моровая язва. Полгода свирепствовала она в столице, унеся многие тысячи жизней. Из Константинополя язва распространилась по всей империи. Медленно, но неотвратимо расползалась страшная болезнь по стране, и, казалось, нет от нее спасения. Жарко и неотступно молился народ. Плач и стоны заглушали богослужения, народный вопль возносился к Небесам... И в день Сретения Господня прекратилась в стране моровая язва, мир сошел в души страдавших людей. С тех пор, с 544 года, было установлено чтить Сретение Господне в числе двунадесятых праздников. Святая Церковь в особом кондаке запечатлела память о чудесном событии: «Утробу Девичу освятивый Рождеством твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче».

Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь - отдание Сына Своего на спасение мира.

Поэтому все благоговейно поклонимся Божией Матери в Ее крестном страдании, в Ее распятой любви, в Ее бесконечной жерт­ве, и Христу Спасителю, Который сегодня приносится в храм, и жертва Которого совершится на Голгофе. Кончается, кончился Ветхий Завет, началась новая жизнь любви на жизнь и на смерть, и мы этой жизни принадлежим. Как это дивно и как это страшно: но надлежит нам преодолеть страх любовью и верой, что Бог по­бедил смерть и дал нам уже теперь воскресение и жизнь вечную.

Традиции Руси

Сретенские морозы на Руси еще давали деревенскому люду довольно ощутимо почувствовать, что зима не хочет сдаваться весне. Но недаром слыло Сретение в народе за последнюю встречу зимы с весною - в их вековечной неравной борьбе. В этот день, по народной примете, зима дает отчаянный бой выезжающей на солнечную стезю молодой весне.

Старые, сведущие люди уверяли, что если с вечера в канун Сретения небо усеяно звездами, то и зима еще не скоро «зачнет плакать», и что весна зацветет на Руси позднее обыкновенного. Но большинство примет о погоде связано с самым Сретениевым днем. В «Народном дневнике» Сахарова говорится, например, что в тульской губернии после сретенских морозов не советовали выезжать в дальнюю дорогу на санях, не доверяя зиме. Оттепель, случающаяся на Сретениев день, служила, по местному поверью, предвестницею «худой и гнилой весны». Костромичи - крестьяне не вполне соглашались с туляками относительно влияния сретенской оттепели на предстоящую весну; они говорили, что если на Сретениев день «от воробья стена мокра», - будет только ранняя весна. Рязанцы уверяли, что «всегда на Сретение зима с летом встречается», наблюдали идущий на этот праздник снег, замечали коротко, но довольно определенно: «На Сретение снежок пригонит на весну дожжок» (то есть весна будет мокрой). Если же в этот день мела снежная заметь, они прибавляли: «Коли на сретение метель дорогу переймет, то корма подберет» (то есть осень будет поздняя, и корма для животины не хватит).

Рецепты блюд

Картофель, фаршированный творогом и помидорами

500 г свежего творога, 1,2 кг. картофеля, 150 гр. помидоров, 2 яйца,60 гр. сливочного и 40 мл. растительного масла, зелень петрушки и укропа, соль и перец черный молотый по вкусу.

Картофелины почистить, разрезать на половинки, ложечкой выбрать середину и посолить. Наполнить смесью из творога, яиц, сливочного масла, измельченных помидоров, зелени, перца и соли. Поместить на смазанный растительным маслом противень, немного сбрызнуть подсоленной теплой водой и запекать до зарумянивания в духовке при умеренной температуре.


Салат из консервированных крабов

200 гр. консервированных крабов, 200 гр. свежих грибов, 200 гр. майонеза, 70 гр. соленых огурцов, корень сельдерея, 2 яйца, зелень.

Свежие грибы, корень сельдерея, яйца отварить отдельно друг от друга, мелко нарезать. Огурцы нарезать небольшими кубиками. Все смешать, добавить мясо консервированных крабов, заправить майонезом. Готовый салат украсить зеленью и кусочками яиц.

Банановый коктейль с медом и корицей

На 1 порцию: 1 банан, 150 мл молока (обезжиренного), 150 г натурального йогурта, 1 ч л прозрачного меда, щепотка корицы.

Порезать банан на большие куски и положить в блендер. Налить 150 мл. молока (обезжиренного), добавить 150 гр. натурального йогурта с 1 ч. Л. прозрачного меда и щепотку корицы. Взбить в блендере и перелить в бокал. Украсить молотой корицей.


Использованная литература:

1. Православные праздники. Книга для домашнего и семейного чтения в особо торжественные церковные дни/ Синтагма,2007.

2. А.А. Коринфский. «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа».

3. «Журнал Московской Патриархии», ст. П.В. Уржумцева./М., 1958 г, №2, с.36 - 38.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы