Храм Девяти Мучеников Кизических
Публикации Девятинский листок Два письма

Два письма

image 562512131814063267146Предлагаем вашему вниманию уникальный материал — подлинную переписку священника со своей духовной дочерью. Ее обращение за помощью и советом к духовному отцу и его ответ не попытка заставить девушку поступить так, как считает нужным священник, но искренняя беседа, в каждой фразе которой — любовь. И дело не только в том, как поступит дочь, а и в том, что, наверное, замечательно знать: где-то живет человек, который всегда останется для тебя отцом и не отвернется, какую бы дорогу ты ни выбрал.

Письмо первое

Здравствуйте, батюшка!

Вам, наверное, некогда отвечать на мое последнее письмо, но я решила рискнуть и написать другое. Вы на него тоже можете не отвечать, но в любом случае прочтите.

Мне сегодня исполнилось 19 лет. Мы справили его вчетвером: мама, я и родители отчима. Его самого не было, он был на работе. Так я справляю свой день рождения уже три года — только близкие родственники и никаких друзей. Но речь не об этом. Даже не знаю, с чего начать.

 За это лето у меня не было близкого друга, я имею в виду — мужчины. Я не целовалась и не прижималась к сильной груди, хотя сейчас это стало для меня необходимо. Мне стало казаться, что я вечно опаздываю. Вот что со мной происходит. Я уже писала в прошлом письме, что не могу найти свою любовь. Вот сейчас я думаю: может быть, я просто опоздала. Торгуя на рынке, я познакомилась со многими людьми, в том числе с Игорем. Особого внимания я на него не обратила — разве только как женщина-кокетка. Кажется, и он тоже. Но со временем я стала замечать, что он иногда долго смотрит на меня. Мы никогда не разговаривали, только "привет", если подходили близко. Но специально не стремились. Но Вы должны понять меня, как человек, меня стало вдруг тянуть.

Жду следующего дня, чтобы увидеть, скучаю, если его нет, ревную, если с ним рядом другая. Мне хочется принарядиться, подкраситься и пройти рядом с ним. Я чувствую, что он смотрит. Мне этого хочется и хочется снова. Все это как во сне, но никто не замечает, да и он вряд ли. А вчера он застал меня врасплох. Конечно, это смешно. Он покупал у меня пиво (оно было только у меня) и приговаривал: "Так это у моей любви пиво, у моей любимой жены". А когда я чуть не поломала ноготь на руке, сказал: "Я буду целовать его". Я посмотрела ему в глаза и сказала: "Что-то поздновато ты начал". Тогда я вокруг себя никого не видела, кроме него. Обычно, если я просто шучу с молодыми людьми, я слежу за окружающими, как они смотрят. А тут... Он, и сам того не подозревая, взбудоражил женщину, которая хотела его. Ночью я не спала ни минуты. Мне казалось, что он рядом, я целовала его, любила его...

И вот в свой день рождения я захотела, чтобы именно он меня поздравил, но было поздно. Он, видимо, поехал за товаром. Последние его слова были: "Ну, прощай". Когда я возмутилась, он сказал: "Нет, тогда до встречи".

В одном из своих писем Вы назвали себя грешным. Тогда Вы, наверное, знаете, что такое любовь. Вы были с женщиной в близких отношениях. Не хочу, чтобы Вы смущались. Я женщина пока лишь внутри, душой. Я молюсь Пресвятой Богородице, чтобы она мне помогла.

Но то, что я Вам написала, — это продолжение более давней истории. Первым был Саша. Мы также познакомились на рынке. Все — как с Игорем, только Саша был женат. Мама это знала и не хотела понимать никакой дружбы между девочкой и женатым человеком. Она постоянно говорила ему об этом. Он шутил и всегда старался подойти ко мне, а то мог просто громко крикнуть мое имя. Когда он уезжал, то, прощаясь, сильно-сильно сжал мою руку, и я поняла, что он будет держать ее вечно, если разрешат. Я быстро высвободила руку, чтобы не было компрометирующей ситуации. Он назвал номер своего дома и все время говорил: "Поехали вместе". Конечно, смешно, ведь он не подходил по всем моим меркам, но сердце мое вспоминает его постоянно. Я все надеялась его увидеть. Вдруг он не уехал? Вдруг он еще будет торговать. Может быть, Игорь — это Саша, а может, и нет. Может, они оба просто шутили. Я нисколько на это не обижаюсь. Наоборот, я рада: это единственные мужчины, которые пробудили во мне женщину. Они дали мне возможность побыть их собственностью. Сашу я не увижу никогда, Игоря еще, возможно, увижу. Но я думаю все время: а может быть, Саша и есть моя первая и последняя, единственная любовь.

Ну вот и все. Спасибо, что позволили мне пережить это чувство еще раз.

До свидания, Ольга.

 

* * *

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Здравствуй, дорогая Оленька!

Я и вправду человек очень грешный. Но по удивительному своему милосердию, можно сказать, чудесными образом Господь сохранил меня в твои годы от легкомысленных отношений с женщинами, несмотря на мою юношескую глупость и горячность, сильную влюбчивость и на ту обстановку, в которой я тогда находился (общежитие, студенческая компания, пирушки с друзьями и т. п.).

Благодарение Богу, покойная матушка Мария была моей первой и единственной женщиной. Благодарение Богу, что мы стали полностью принадлежать друг другу только после святого Таинства Венчания. И было мне тогда уже 29 лет. И однако, вскоре открылось, как мало я подготовлен к настоящей семейной жизни, как много во мне еще осталось детского эгоизма, себялюбия, легкомыслия. На 30-м году жизни я понял, что еще далеко не заслужил права называться мужчиной.

Вот и ты, моя радость, очень хочешь называться женщиной.

Стать женщиной — это не просто испытать близость с мужчиной. Стать женщиной — это значит принять на себя ответственность за детей, которых тебе предстоит родить, за крепость своей семьи, за тепло очага и даже в большей мере за своего спутника жизни, каким бы сильным и самостоятельным он ни был. Все то же полностью касается и мужчины.

Я понимаю так, что в любви самая главная составляющая — это ответственность друг за друга. У нас же, христиан, эта ответственность особенно высока. Знаешь, как называет нас Святое Писание: "Чада Божии, избранные, святые и возлюбленные". Святые — значит призванные к святости, посвященные Богу. Мы посвящены Богу во святом Крещении, это надо всегда помнить. И ты, пожалуйста, не представляй это как унылую и скучную обязанность, которая мешает якобы твоей свободе. Как раз наоборот.

Помнишь, ты писала о глубоком впечатлении, которое произвела на тебя смерть дедушки. Ты понимаешь, что всем нам придется умирать. Но я уверен, что ты свободно и без всякого принуждения согласилась бы отдать все что угодно, лишь бы, мама никогда не умирала. Ты ведь любишь ее и не хочешь с ней расставаться. Оля, Бог — Отец наш Небесный, создавший нас, наших родителей и весь мир, в котором мы живем. Ты, мама, дедушка — это все бесконечно мало по сравнению с Богом, но при этом как мы дороги друг для друга! Значит, наша любовь к дорогим людям — это малая частичка той любви, которой мы должны любить своего Создателя.

Ведь это именно Бог вложил в тебя начало любви к маме, к мужу, к детям, к другим людям, к природе и т. д. Тебе дано любить и быть любимой только потому, что есть Бог и потому что Он тебя сотворил. Прежде чем ты образовалась в материнской утробе, ты уже была в разуме Его: и вот, гляди-ка, какую хорошенькую девочку Он вывел на свет.

Итак, любовь к Создателю — это наше самое главное естественное чувство, которое мы просто не всегда узнаём в себе. И это совсем не мешает тебе любить кого-то из людей. Наоборот, без этого условия твоя любовь к маме, к мужу, к детям будет неполной, непрочной, лишенной своего главного внутреннего содержания.

Ты вот пишешь свое письмо и радуешься возможности еще раз пережить любовное горение. А хочешь, чтобы любовь никогда не умирала? Господь же бессмертен, и душа твоя бессмертна: Он может научить ее бессмертной любви. Ты просто люби вместе с Богом, подобно Ему.

Тебя манит сейчас чувственная, плотская сторона любви. Но именно страсти и немощи нашего тела больше всего омрачают и отягощают нашу земную любовь. Сладостный пожар чувств, который человек переживает однажды в юности, — это самое мимолетное и обманчивое состояние в нашей жизни. Один миг — и оно утрачено. И вот, Оля, плоть порабощает человека со всех сторон, а куда же девается любовь? Чаще всего люди утрачивают ее еще в молодости и потом даже сомневаются, а вообще была ли она?

Все это бывает потому, что нарушен главный закон: начало было положено не во славу Божию. Как же положить это начало? Во-первых, вместе с любимым человеком помолиться, испрашивая у Бога, угоден ли Ему наш союз, созданы ли мы друг для друга. Если Господь положит нам мир па сердце и мы уверимся, что есть на то Божия воля, то попросим родителей благословить нас именем Господним, а духовного отца — священника соединить нас святым Таинством брака. И будем жить, зная, что жизнь наша земная есть лишь подготовка к вечной жизни и что здесь нам предстоит лишь сеять и возделывать посевы, а урожай собирать придется уже в будущем веке.

Хорошо, Оленька, с Богом хоть жить, хоть умирать.

Оля, когда я подумаю о том, что мы встретимся с покойницей Машей там, у Господа, и что мы будем не такие, как были на земле — со множеством грехов, недостатков, заблуждений, болезней, — а совсем другие, то у меня проходят уныние и усталость, силы появляются. Я совершенно уверен, что Господь взял ее на лучшее, что грехи ее прощены и душа спаслась, поэтому мне и самому очень хочется быть достойным спасения.

Будь, деточка, и ты всегда с Богом во всех твоих делах, помыслах и чувствах. Поверь, не пожалеешь, не ошибешься и не пропадешь. И люби так, чтобы любовь твоя Бога прославляла, а тебя приближала к Богу, а не удаляла от Него. Чтобы в любви ты становилась лучше, умнее, сильнее. И рабой ничьей не будь — ни страсти какой-то, ни человека, а только Бога одного. Да и то, не рабой, а возлюбленной и любящей, верной и благодарной дочерью.

Теперь, Олечка, ближе к твоим делам, описанным в письме. Если ты, Оленька, пишешь мне не для того только, чтобы высказаться, но и чтобы получить какую-то поддержку, то, пожалуйста, будь смиренной и послушной умницей, послушай, что я тебе скажу.

Любовь, о которой ты пишешь, переживают все или почти все люди от 14 до 20 лет — кто раньше, кто позже. Юное, открытое, еще не очерствелое сердце хочет любить, а тело, взрослеющее, наливающееся жизненными соками, цветет и волнуется. Это естественное человеческое состояние в определенную пору жизни. Цветет человек, как цветок — нежный, чувствительный к каждому ветерку. Но ведь сама знаешь, как бывает: заморозком побило цветы на яблоне, осыпались они раньше времени, и яблочек уже не жди. Яблоня в цвету — это очень красиво, но только на несколько дней, а по-настоящему для человека важны ее плоды. Вот и твои цветочки не побило бы заморозком. Яблонька если не в этот год, так в другой плоды даст, а ты цветешь один раз, другого не будет. Ты говоришь, что всегда опаздываешь. Да нет же! Это тебя просто Господь хранит для лучшего. Он все устроит в свое время так, как нужно для твоего спасения. Только сама не пытайся решить свою судьбу дерзостью или капризом.

Оленька, ты писала, что вы с мамой вынуждены торговать на рынке, чтобы хоть как-то хватало на жизнь. Беда в том, что в одном ты приобретаешь, а в другом сама себя обкрадываешь. Я уже, кажется, писал, что это рискованно для твоего здоровья, как будущей матери. Представляю себе, как ты стоишь день-деньской на сибирском морозе в каких-нибудь рейтузах и болоньевой курточке. Смотри, здоровья потом не купишь ни за какие деньги. Но еще гораздо хуже вот что. Молодому человеку (как юноше, так и девушке) полезно быть плотно занятым физической (да желательно и умственной) работой. Избыток сил, свойственный молодости, обычно "тянет в дурь". Ты-то, наверное, занята хорошо: все-таки учишься в институте. Но вокруг тебя на рынке толпится великое множество крепких и здоровых молодых людей, не утружденных ни физически, ни умственно и, более того, презирающих всякий труд. Курево, выпивка "для сугрева", "для снятия стресса", в ушах постоянно звучат возбуждающие ритмы — отчего бы не "оттянуться", не развлечься с девушкой! Но будь уверена, что твое открытое сердце им не нужно и ты как личность вообще не представляешь для них интереса.

Может быть, есть исключения, но общий стиль жизни именно таков: если девушка, торгуя в палатке, обеспечивает еще "досуг" хозяину и его приятелям, она получает гораздо больше, чем просто продавщица. Все эти темы откровенно и цинично обсуждаются в разговорах, которые и ты слышишь. Те же самые журнальчики — вот они на соседних лотках; похоже, и ты в них поглядываешь иногда. Картинки, сладострастные песенки, заигрывания, примеры других — все это давит со всех сторон на все твои органы чувств. Вот ты и начинаешь изнывать, чьей бы стать "собственностью" (это твое слово)...

Оля, сколько у меня перед глазами растоптанных, погубленных женских судеб! Каждая из этих несчастных когда-то чувствовала и думала так же, как и ты, хотела быть для кого-то единственной, кого-то осчастливить. Но в той среде от нее было нужно совсем другое. Сначала было жестокое разочарование, потрясение, горе. Потом раз за разом женщина подавляла в себе сопротивление стыда и совести, входила в "новую роль". И наконец, это стало образом жизни, — жизни, которая хуже смерти. Да там и до смерти недалеко: прочти криминальную хронику в любой газете...

Я не утверждаю, что Саша или Игорь — негодяи. Они, надо полагать, просто как все в своем кругу. Там, кстати, не имеет большого значения, женат мужчина или не женат. Женатому человеку тем более хочется разнообразия и ощущения свободы. Но для тебя я не вижу здесь никакой романтики. Ты сначала поставь себя хоть на минуту на место жены Саши, а потом давай оценку его и своему поведению. Если ты не хочешь об этом думать сейчас, то придется думать тогда, когда тебя используют и выплюнут, как изжеванную резинку.

Оленька, я уверен, что этот срам скоро кончится. Россия очистится и протрезвится. И жизнь придется восстанавливать от самого основания. Тогда выйдут вперед люди-подвижники, духовно возвышенные, верные, терпеливые, способные к кропотливому созидательному труду. И я очень желаю тебе и твоему будущему избраннику оказаться среди таких людей.

Прошлый раз ты писала мне о верующем серьезном молодом человеке, который "слишком уж боится греха". Какое это прекрасное свойство — бояться греха!

Смотри, Оля, ведь ты тоже боишься огорчить маму каким-то дурным словом или поступком. Потому что ты ее любишь и жалеешь. Священное Писание говорит: "Начало премудрости — страх Господень". Этот страх не унижает человека, не свидетельствует о его слабости, а возвышает его над обстоятельствами жизни, над грехами, над злыми людьми. Бойся Бога и надейся на Него — и не будешь бояться никакого зла.

Ты еще особо отметила в письме, что этот верующий юноша встречался на твоем жизненном пути дважды после того, как ты усердно молилась Пресвятой Богородице. Может быть, это и было ответом на твою молитву, да и на мои недостойные молитвы о тебе? Слушай свое сердце — не страстные, безотчетные, смущающие разум порывы плоти, — а глубину свою сердечную, верующую совесть свою. А чтобы совесть могла свидетельствовать волю Божию, пусть она будет всегда открыта Богу в молитве, в познании заповедей Его.

Поздравляю тебя, Оленька, с девятнадцатилетием. Поздравляю тебя также с началом нового учебного года и вместо гостинца, вдобавок к институтским заданиям, даю маленькое задание от себя. Если ты еще не выучила, то, пожалуйста, выучи молитвы: "Царю Небесный", "Отче наш", "Достойно есть" и "Богородице Дево, радуйся". Их ты найдешь в любом молитвеннике или церковном календаре. Если что непонятно покажется, не поленись спросить — я тебе объясню.

Каждое утро, после того как встанешь с постели и умоешься, обязательно читай эти молитвы. Везде, где бываешь, перед началом учебы, работы, при каждой встрече и разговоре мысленно скажи: "Господи, благослови". Перед едой не стесняйся перекреститься и тоже мысленно попроси у Бога благословения. А после еды скажи: "Слава тебе, Господи". Ешь без смеха и болтовни. Ведь пища — это Божий дар; чтобы она пошла в пользу, надо принимать ее во славу Божию, скромно и с благодарностью. Вечером, перед сном, повтори те же молитвы, что и утром. Затем, наклонившись до земли, попроси у Бога прощения за все грехи своей жизни и минувшего дня, даже мысленные, — попроси, чтобы Господь сохранил тебя от повторения этих грехов, дал силы исправиться и быть лучше.

Поцелуй свой крестик, который носишь на груди. Только помни, что крест — это символ Христа, распятого за грехи наши. Целовать его надо с покаянием, верой, любовью и страхом Божиим.

Избегай соблазнительных разговоров. А если будет на ум приходить что-нибудь такое, то твори молитву от всего сердца да меня вспоминай и тоже мысленно проси помолиться о тебе. Не бери в руки возбуждающих этих книжек и журнальчиков: не с доброй целью их печатают. А ты читай, по возможности ежедневно и всегда имей с собой самую лучшую книгу на свете — "Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа". Читай ее с полным доверием к Слову Божию и знай, что Христос — твой Спаситель, что Он рядом с тобой и так же близок к тебе, как к тем людям, которых Он избавлял от тяжких скорбей и болезней, освобождал от злых духов, поднимал из гроба.

Господи Иисусе Христе, всемилостивый Боже! Избави мое дитя от погибели во пламени адских страстей! Сохрани ее на долгие-долгие годы для добрых и святых дел во славу имени Твоего. Пусть она, как яркая негасимая свеча, светит пред Лицем Твоим во мраке наших последних времен. Я знаю, что Ты слышишь меня, Господи. Благодарю тебя и славлю за все, аминь.

Оля, ограждаю тебя Честным и Животворящим Крестом Господним.

Твой недостойный духовный отец иерей А-й.

 

 Прошло два года. Ольге уже не 19, а 21 год, она учится в институте, встречает новых людей... И она сталкивается с проблемами, которые известны очень многим девушкам и юношам. Однако далеко не всегда в их жизни есть человек, который с такой любовью, вниманием и пониманием ответит на мучающие нас вопросы, как отвечает на вопросы Ольги священник, ее духовный отец.

Письмо второе

Батюшка, здравствуйте!

Вы меня потеряли? Но я жива и здорова. Можно сказать, у меня все в порядке. Учусь в институте, отчет о практике защитила и т. д. Живу я теперь в другой комнате. Ирина не восстановилась, да и не собиралась, кажется. Сейчас работает уборщицей в магазине, мы с ней общаемся.

Девочки со мной поселились нормальные, но они все бурятки. Одна из них стала мне близкой подругой. Меня все сначала спрашивали: "Как ты с ними живешь?" Я отвечаю: "А чем они от нас отличаются?" Иногда я утром открываю глаза и говорю: "Я как в раю, благодарю тебя, Господи, за этот рай!" Это действительно так, меня здесь любят и радуются всем моим победам. Они меня во всем понимают, я могу говорить им не боясь. Но это не очень важная новость, есть важнее.

Я влюбилась, и сильно. Что делать, просто не знаю. Конечно, ответ от Вас придет не скоро, но очень хочется получить его. Этот парень мне сказал, что я теперь его девушка. Сейчас он уехал на свадьбу к родственникам, и я вся извелась, не могу ждать. Мне без толку говорить: не теряй девичье достоинство.

Я уже не маленькая. Я все знаю, как надо себя вести. Но Вы сами говорили, что у Вас тоже было это. Когда Вы не хотите потерять что-то свое и делаете все не по правилам. Нет, я не оступилась, конечно, нет. Я отношусь к этому очень серьезно. Он это тоже знает. Но сама я опять не решилась сказать ему, что он получит меня только после свадьбы. А вообще это первый человек, за которого я пошла бы без оглядки. Прошу, помолитесь за меня.

Я стала чаще ходить в церковь. Он, кстати, крестился полтора года назад по собственному желанию. Мы с ним понимаем друг друга. Я не могу без него, вот и все. С ним я ухожу в мир иной. Короче, я сошла с ума. Вы, наверное, смеетесь: девчонка влюбилась. Теперь я поняла, что это значит. Сейчас его нет, я пока немного отошла...

А друзья мои все рады. У них дома бумага в печатной машинке застряла, когда отремонтировать смогут, неизвестно — скорее всего, еще долго будет стоять. И первое, что на этом листе написано: "Оля влюбилась". Даже машинка сломалась, вот.

Ну что еще написать? Как дела у нас в городе? Цены растут, денег не дают. Бастуют, объявляют голодовку, это бесполезно. Люди лежат перед администрацией уже несколько месяцев, а толстые дяди перешагивают их спокойно и идут обедать. Вот такое положение в городе.

А теперь вопросы:

1. Может ли человек другой национальности показаться в православной церкви?

2. Православные христиане верят в реинкарнацию душ?

3. Можно ли некрещеному заходить в церковь, молиться и ставить свечи?

4. Чем отличается буддизм от христианства?

До свидания.

Жду с нетерпением ответа. Заранее благодарна за письмо.

Ольга.

* * *

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Здравствуй, Ольга!

Да, ты и вправду не маленькая. Тебе пошел 21-й год. Ты вступила в решающее десятилетие твоей жизни. Как ты будешь поступать в эти годы, во многом определит твою жизнь уже до самого конца. Так что "сходить с ума" (как ты сама оцениваешь свое состояние) для тебя сейчас, по крайней мере, несвоевременно. Давай мы лучше немного охладим твой ум и подумаем вместе.

Ты вроде бы советуешься со мной, но совершенно ничего не говоришь об этом юноше, кроме того, что он крестился полтора года назад. Почему было не написать, сколько ему лет, кто его родители, чем он занимается, давно ли вы вообще знаете друг друга. "С ним я ухожу в мир иной". Но жить-то тебе с ним придется в этом мире, и поэтому уже сейчас надо приглядываться:

— готов ли он вести за собой семью?

— любит ли он детей?

— как он относится к своим родителям, и особенно к своей маме? И как его отец относится к ней?

Кстати, знает ли его твоя мама и какого она о нем мнения?

Ты пишешь: "Он сказал, что я теперь его девушка". Прости за выражение, девушек у него может быть сколько угодно. Но серьезных намерений относительно тебя, как я понял, он еще не высказывал. Ты говоришь, что "пошла бы за него без оглядки". Если ты имеешь в виду замужество, то позволь спросить: а почему ты знаешь, что ему нужно именно это?

Оленька, ты не первый раз пишешь о своих увлечениях. Ты уже почти забыла тех молодых людей, которые взволновали тебя полтора года назад. По милости Божией мы с тобой этот нелегкий период благополучно пережили. Надеюсь, что переживем и на этот раз. Будем молиться друг за друга, будем внимательными к словам друг друга, будем верны Богу и друг другу; я тебе — как дочери, а ты мне — как духовному отцу. И тогда никакое зло тебя не коснется. Ну, слушай же.

1. То, что ты ему "не сказала", скажи, пожалуйста, и очень твердо. Скажи ему, что ты христианка и воля Божия тебе дороже всего. И для тебя возможен союз только с тем человеком, который определен тебе Господом, и только через церковное и родительское благословение, и больше никак. Другие варианты — не для тебя.

2. Ни до какой, что называется, интимной близости в любой форме не допускай. Дело может начаться с допустимых, как кажется, ласк, а потом ты уже будешь не в состоянии сдерживать и его и себя. Вполне достаточно — пройтись, держась за руку. Для преданно и чисто любящего человека это одно уже дорого.

Один французский писатель, имевший большой и разнообразный опыт в любовных делах (в чем мы с тобой, как верующие люди, конечно не должны ему подражать), понял в конце концов, что, оказывается, высшее наслаждение в любви — это первое рукопожатие любимой. Я со своей стороны думаю, что высшее наслаждение в любви заключается вообще не в физической близости, но если говорить о ней, то этот писатель, наверное, недалек от истины.

У меня с покойной женой было именно так. Самый памятный и радостный миг нашей любви был тот, когда мы промозглым осенним вечером стояли в привокзальном сквере ее родного города и она впервые взялась за мою руку и сказала: "Со мной что-то новое происходит, никогда этого не было. Я тебя нисколько, нисколько не боюсь. Я тебе верю... как своей маме".

За этот вечер мне совершенно не стыдно, он навсегда останется в моей памяти свежее множества солнечных и радостных дней. А вот из последующих наших отношений о многом можно пожалеть. Конечно, мы любили друг друга, но я уверен, и даже твердо знаю, что сейчас, находясь в светлых селениях праведных, Маша любит меня бесконечно больше, чем на земле... Прости, Олечка, я что-то отвлекся, ближе к делу.

Итак, если со стороны твоего друга будут какие-то условия, что, мол, если нет, то я тебя брошу, — и жалеть не о чем, скатертью дорога. А если уступишь только из боязни, что он тебя оставит, наверняка прогадаешь.

3. Ты не пишешь, живет ли он постоянно в городе или приехал, как ты, на учебу. Очень строгое правило (лет 20 — 25 назад на этом можно было бы не настаивать, но в наши дни приходится): не оставайся с ним наедине ни в его квартире, ни в своей комнате, ни вообще в таких местах, где никого нет рядом. Несколько девушек говорили мне на исповеди (или в другом откровенном разговоре), как они при таких обстоятельствах были грубо и даже жестоко изнасилованы довольно тихими парнями, от которых они этого никак не могли ожидать.

Я уверен, что ты теперь не смотришь по телевизору или в кино эротику. Тем более упаси Бог смотреть с ним вдвоем.

4. Никогда не обсуждай своих с ним отношений с ровесницами, которые уже имеют мужчин. Настоящего жизненного опыта у них нет, ум еще незрелый, но уже испорченный, в нем все поставлено с ног на голову. В подавляющем большинстве они не могут понять сами себя, где же им правильно понять тебя?

В наше время девушки, раз потерявшие невинность, потом уже легко сходятся с мужчинами "для пробы", считая это нормальным способом "узнать" человека. В этом смысле они и тебе могут давать советы. А кто-то из них просто из зависти к тебе захочет, чтобы ты была не лучше, чем они. Такие случаи известны по опыту.

5. Следи за своими помышлениями, не давай им над собой власти. Если приходят в голову страстные мечтания об этом юноше и не удается их прогнать, обращайся к молитве.

Бывает так, что очень устанешь за день — только до кровати добраться, легла в постель, а сон пропал куда-то, мысли одолевают до самого утра. Встать на молитву сил нет, пытаешься молиться лежа — и постоянно сбиваешься на эти же самые мысли.

Мне в таком случае помогает зажженная лампадка перед иконой. Она в темноте освещает Лик Христа, я просто смотрю на него и верю, что Он очистит мой ум от грязных мыслей светом Лица Своего. Постепенно все плохое уходит из головы. Может быть, соседки по комнате будут возражать против лампадки. Тогда можно поместить на стене, так, чтобы тебе было видно с кровати, лист бумаги с изображением Креста Господня (я тебе его посылаю).

Во время искушений пристально гляди на этот Крест и помни, что Спаситель твой претерпел на нем муки и смерть ради тебя. И твой нательный крестик целуй при этом и ограждайся им. Выучи молитву Кресту Господню "Да воскреснет Бог..." и повторяй перед сном каждый раз.

Утром тоже долго в постели не залеживайся, старайся вставать быстрее, а пока встаешь, уже призывай Бога. А то бывает, что с утра мысли нечистые борют еще сильнее, чем вечером и ночью. И вообще, как я тебе в прошлых письмах наказывал, то же самое повторю и сейчас: помни Бога всегда и везде.

Хорошо, что ты стала чаще ходить в церковь. Но о чем ты просишь, когда стоишь в церкви на молитве? Или ты не стоишь, а просто заходишь поставить свечу, и все? Или послушать немного умилительное пение, не понимая слов, и просто пожалеть себя и помечтать? Все это не годится: пришла — стой до конца и вникай в слова службы. И проси не о том, чтобы соединиться с любимым, чтобы он был тебе верен или чтобы он достиг успеха в том-то и том-то. Бог ведь любит его больше, чем ты, и лучше знает, что и ему и тебе на пользу. А ты проси о прощении грехов своих и о том, чтобы сохраниться от больших грехов, чтобы Господь дал тебе разум к познанию Его Святой воли.

Кстати, возьми себе за правило заходить в церковь в достаточно длинной и скромной одежде, в платочке (который можно взять с собой, если ты ходишь в шапке), и ни в коем случае ненакрашенной. Скромность одежды и поведения в церкви помогает и внутренней собранности.

Перехожу к ответам на вопросы. Если ты будешь читать Новый Завет почаще и повнимательнее, то и сама эти ответы найдешь. Поищи-ка сама, где там об этом писано, а если по ходу чтения у тебя возникнут новые вопросы, ты их можешь задать в следующем письме.

1. Креститься в православную христианскую веру может человек любой нации, который уверует, что Иисус Христос есть Сын Божий и Бог, пришедший на землю в образе человека, чтобы искупить грехи каждого из нас. Если он верует, что Сам Христос, вечно пребывая в основанной им Церкви, ведет собранных в ней людей в Царство Свое, то ничто не мешает этому человеку стать членом Церкви через святое крещение. А если такой веры у него нет, то, будь он хотя бы и русский, боюсь, что крещение не принесет ему пользы.

2. "Реинкарнация душ" — выражение неудачное. Можно сказать или просто "реинкарнация" (т. е. перевоплощение), или "переселение душ", что есть то же самое. Слово Божие, данное в Священном Писании, говорит, что человек живет на земле один раз. И как он проживет эту жизнь в отношении к Богу и другим людям, сообразно этому и воздаяние получит на грядущем Божием суде. Оно будет не в виде нового воплощения в продолжающейся земной жизни, а в воскресении всех умерших с обновленной и бессмертной плотью, причем изменится и сама природа земли, и всего творения Божия. Праведники по воскресении из мертвых унаследуют вечную жизнь в Царствии Христовом, на этой "новой земле", а люди, отвергшие Бога и закон Его, получат вечное наказание, о котором не знаю, что и сказать — пожалуй только, что оно будет горше всех несчастий, которые могут произойти с ними в земной жизни.

3. Некрещеный человек зайти в церковь, конечно, может. Ты знаешь, что в церкви Бог открывается человеку особенным образом. Многие, кого не могли убедить в истинности христианства ни книги, ни размышления, ни споры, неожиданно оказывались способными принять в свое сердце Христа, просто отстоявши службу в храме. Это тысячу лет назад произошло с нашими предками — послами князя Владимира, который отправил их в разные страны на поиски истинной веры. После виденного ими богослужения в храме Святой Софии в Царьграде они прекратили все дальнейшие исследования и вернулись к своему господину со словами: "Не знаем, где мы были — на небе или на земле, знаем только, что там Бог с людьми пребывает". И это, говорят, решило выбор Владимира.

Я сам до 19 лет был некрещеным. И когда стал искать, подобно тем послам, истинную веру, много всякого перечитал и передумал. По моим тогдашним рассуждениям выходило, что вроде бы к истине христианства ближе протестанты. И одна лишь пасхальная ночь, проведенная мной в нашем православном храме, сокрушила все эти рассуждения. Я просто понял, что никуда уже не уйду отсюда, и все.

Что касается свечи и может ли ее ставить в церкви некрещеный человек, то некрещеный некрещеному — рознь. Если человек уже всем сердцем уверовал во Христа и готовится принять крещение, то он и прежде крещения может участвовать в церковной молитве, и думаю, что поставить свечу для него не будет делом незаконным. Только лучше, чтобы он это делал с ведома и по благословению священника.

А если этот некрещеный человек еще не принимает учения православной христианской веры, то, по апостольским правилам, он не должен молиться вместе с членами Церкви. Ведь свеча — это тоже участие в церковной молитве, в богослужении.

Но сам я от строгости этого правила, честно сказать, иногда отступаю. Об одном человеке я знаю, что он никак не крестится именно потому, что не может пока принять некоторые важнейшие положения православной веры. Но когда он приходит в храм "просто постоять" и поставить свечу "за живых и за умерших", я не считаю правильным отказать ему в этом. Для меня ясно, что в этом выражается стремление его души к Богу, и верю, что по желанию сердца его Господь однажды приведет его в познание истины и святого крещения он тоже не лишится. А я должен этого терпеливо ждать и молить о нем Бога.

4. Мы верим в Единого Бога в трех Лицах — Отца и Сына и Святого Духа — и обращаемся в молитве как ко всей Святой Троице, так и к каждому из Ее Лиц в отдельности. А буддисты, насколько я знаю, вообще в Бога как в Личность, не верят, а признают некий безличный высший закон. Для нас Господь наш и Спаситель Иисус Христос — Сын Божий, Бог и человек в одном Лице, Который Своей смертью на Кресте искупил грехи всех, кто уверовал и уверует в Него.

Мы исповедуем, что Христос воскрес из мертвых, вознесся к Отцу Своему и вместе с Отцом и со Святым Духом управляет миром и Церковью Своей, а на грядущем суде Своем воскресит верующих в Него в жизни вечной. А у буддистов их учитель Будда — это просто человек, который достиг, как они думают, совершенства и полного покоя. Если все обычные люди и животные, по их мнению, находятся в вечной цепи перевоплощений, то Будда — это тот, кто якобы открыл, как освободиться от этих перевоплощений — и от жизни и от смерти. И главная их цель — это достичь как раз такого состояния — нирваны.

Итак, наша вера с их верой нисколько не сходится, и кто говорит, что буддизм и христианство близки, говорит неправду.

То, что с девушками-бурятками у тебя хорошие отношения, это замечательно, старайся поддерживать их дальше и проси у Бога, чтобы он помогал тебе сохранять с ними мир и дружбу. Да и за них самих молиться тоже очень хорошо было бы.

О вере вам лучше не спорить; ты знай, что вера твоя истинная и правая, но правоту эту показывать лучше делами, чем словами. Если они увидят, что ты живешь по законам Божиим, то и к вере твоей будут относиться с почтением. А если уж никуда нельзя уклониться от спора, то мысленно сотвори молитву до трех раз, а потом только говори. В каких-то буддийских обрядах, если они их совершают, пожалуйста, никакого участия не принимай, даже по близкой дружбе. А от русских буддистов всячески держись подальше — их полно у вас в Сибири по большим городам.

Одно дело — буряты, живущие по традициям многих поколений своих предков. Евангелия они не читали, но, даже несмотря на свои неприемлемые для нас верования, Христос, который есть Премудрость Божия, в какой-то мере открывается им. Дух Божий действует в каждом народе.

В каждой цельной многовековой национальной культуре есть какие-то добрые, идущие от Бога устои, поддерживающие верность супругов, послушание детей, взаимопомощь соседей и т. д. Я вполне допускаю, что твои бурятки чище и порядочнее в своих понятиях и делах, чем большинство девушек в вашем общежитии. Но русский буддист — это совсем другое. Это человек без корней и основ, который свое потерял и чужого не познал, который ищет чего-то, и еще не известно, к чему в конце концов придет. Если же он пришел в буддизм не просто из безбожия и полного духовного невежества, а был христианином и отвергся от Христа Бога ради Будды — это вообще горе.

Я знаю нескольких таких молодых людей. Они преданы нечистым страстям плоти; заповеди Христовы их обличают, Суд Его для них страшен, вот они и успокаивают себя надеждой на "реинкарнацию". Надеются, наверное, еще одну жизнь прожечь так же, как эту прожигают. Уж до "нирваны" куда там! Но я думаю, что самому Будде было бы тошно от таких поклонников!

ОБ ИРИНЕ: Оля, если тебе придется встретить Ирину, будь с ней ласкова и приветлива, как будто ничего не случилось. Я думаю, что обида на тебя у нее давно прошла: она ведь и сама в глубине души наверняка понимает, что живет совершенно скверно. В своей жизни, в своем кругу она видит так мало человеческой порядочности, а тем более доброты и сочувствия, что тебя она вспоминает, скорее всего, с лучшей стороны. Ну не зря же все-таки год назад у тебя возникло желание поделиться с ней своей верой!

То, что ты в этом письме вспомнила ее, само говорит, что печаль о ней, а возможно, и надежда на ее спасение еще остаются в твоем сердце. Бог творит чудеса: может быть, она еще будет святая праведница. Хочешь, мы будем молиться за нее вместе с тобой? Я напишу ее имя в свою тетрадку рядом с твоим и буду поминать вас обеих на молитве и в церкви и дома.

* * *

Кстати, в своем письме ты на этот раз ничего не пишешь о маме, бабушке, отчиме и тех людях, о которых тоже просила молиться. Все вы — в моей тетрадке и в моем сердце. Вот еще оказаться бы нам всем вместе у Господа нашего Иисуса Христа, в пресветлых Его обителях. Я очень этого хочу, а ты? Впрочем, я знаю, насколько я этого недостоин, а ты все-таки чище меня.

Спаси свою душеньку, радость моя, — может, и мне поможешь. Ольга, прошу тебя, молись обо мне.

Мир тебе и Божие благословение. Ограждаю тебя Честным Крестом Господним. Будь здорова.

Твой недостойный духовный отец

иерей А-й.

 

Примечание отца А-я: Ирина — бывшая однокурсница и соседка Оли по общежитию. За три курса института в ее жизни было несколько тяжелых любовных драм и два аборта. Ольга начинала говорить с ней о Боге и даже почти убедила пойти на исповедь в церковь. Но, не получая стипендии и не имея средств к жизни, Ирина махнула на все рукой и стала "водить" в свою комнату мужчин почти ежедневно. Проведя несколько вечеров на подоконнике в коридоре, Ольга пожаловалась на нее в деканат. Ирину выселили из общежития, а после ближайшей сессии отчислили. Она устроилась на работу официанткой в ночной бар "Три семерки" ("самое страшное место в городе", как писала Оля). Эта работа чуть было не стоила ей жизни...

Источник: Помоги моему неверию. Избранные публикации журнала «Фома» 1997-2000. – М.: Фонд «Фома Центр», 2005.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы