Храм Девяти Мучеников Кизических
О храме История храма Советский период

Советский период

5 апреля 1922 года из храма изъяли более 9 пудов золотых и серебряных церковных изделий. В сентябре 1929 года музейные работники забрали из храма историко-художественные ценности: облачения и фелонь XIX века, иконы преподобного Паисия (XVII век), Алексия Человека Божия (XVII век), Владимирской Божией Матери (XVIII век), Тихвинской Божией Матери (XVIII век), несколько образов палехской работы (XIX век). Храмовые иконы верующие, видимо, перенесли в ближайшую действующую церковь, а образ Девяти мучеников Кизических - в церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, откуда Икона была торжественно возвращена в наш храм 14 февраля 2004 года. Большая же часть имущества - церковные ткани, утварь - пошла на утилизацию.

Клир разделил участь большинства русского духовенства - его подвергли репрессиям. Архимадрит Даниил (Климков)1 служивший здесь  в сане иерея с 1917 по 1921 год, провел в ссылке 20 лет. Епископ Евгений (Кобранов)2, рукоположенный патриархом Тихоном и служивший в Девятинском Храме с 1917 года, впервые был арестован 10 марта 1921 года. Поводом к аресту послужило анонимное письмо на имя Ленина о «шпионах польской разведки» с добавлением: «да еще обратите внимание на типа Евгения у церкви Девяти мучеников, его проповеди не в Вашу и Республики пользу, хорошо его послать в село с этого богатого прихода, тогда, авось, он зажмет свой язык. Его уже требовали в Чрезвычайку...»3. Затем последовали многолетние скитания по лагерям вплоть до 20 ноября 1937 года, когда епископ Евгений был расстрелян по  приговору Тройки. Канонизирован РПЦЗ в 1981 году.

Иерей Михаил (Шик)4, служивший в Девятинском храме после революции, был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне5, на месте которого сын иерея Михаила скульптор Дмитрий Шик-Шаховской в 1996 году выстроил Храм в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Фото осужденного иерея Михаила Шика

 

Фото из дела схиархимадрита Даниила Климкова

 

Тюремное фото из последнего следственного дела Епископа Евгения

Здание храма Девяти Мучеников оказалось переданным соседней Городской женской тюрьме. Тюрьма в этом районе была устроена, и основное ее здание находилось рядом с бывшим Институтом курортологии. Храм использовался по различным назначениям, пока его не передали ЧК ОГПУ и определили как место приведения в исполнение приговоров к высшей мере наказания - расстрелов. Отсюда появившееся в Москве название «Расстрельный храм». Он был изуродован снаружи и внутри. Позже, в середине 70-х, сотрудники КГБ во время каких-то работ обнаружили останки 9 человек замурованных в стены. Говорят, они тогда по наивности подумали, что это и есть те самые мученики Кизические...

В 1970-е годы в храме располагалось учреждение "Гипробытпром". За десятилетия хозяйственного использования церковь внутри до неузнаваемости перестроили; появились коридор, перекрытия, капитальные стены в приделах. В 1976-1979 годах проведена внешняя реставрация, вновь поставлены кресты. Здание стоит на государственном учете под №341. В 1990 году оно было занято складом РСУ (ремонтно-строительное управление).

Далее...

_____________________________________

1 СХИАРХИМАДРИТ ДАНИИЛ (Климков, 1893-1970) родился 19 апреля 1893 года в селе Ольховец Бобрецкого уезда Львовской губернии. Родители его были глубоко верующие православные люди. После окончания сельской школы, с 1905 по 1912 год  учился в Львовской классической гимназии, а затем, в 1913 - 1915 годах - в Житомирской духовной семинарии. По рекомендации митрополита Антония (Храповицкого) Григорий Климков поступает в Московскую духовную академию, которую успешно заканчивает в июне 1918 года. В это время он становится иподиаконом у ректора МДА епископа Феодора (Поздеевского), оказавшего на юношу большое влияние. В 1917 - 1919 годах трудится в Главном военном инженерном управлении, здесь при домовой церкви Г. Ю. Климков находит себе духовника - бывшего кронштадтского протоиерея Евфимия Рыбникова. В 1920 году поступает в Археологический институт, а в декабре того же года становится служителем алтаря - принимает сан священника с обетом безбрачия при поручительстве св. прав. Алексия Мечева и преп. Нектария Оптинского. Хиротонию совершал епископ Крутицкий и Коломенский Евсевий (Никольский). В течение 1921 года отец Григорий служит в московском храме Девяти мучеников Кизических. В это время его неоднократно арестовывают. В конце 1921 года по благословению двух святых старцев Алексия Мечева и Алексия Зосимовского отец Григорий поступает в Данилов монастырь, где вскоре епископ Серафим (Звездинский) постригает его в мантию с именем Серафим, в честь преп. Серафима Саровского. Иеромонах, а затем архимандрит Серафим по послушанию, данному настоятелем монастыря владыкой Феодором (Поздеевским), исполняет обязанности духовника. Крест духовничества и старчества отец Серафим пронес через всю свою многострадальную жизнь.
Десятого июня 1927 года архимандрита Серафима арестовывают и осуждают по ст. 58-14 на три года ссылки (в поселок Табара близ города Ирбита, а затем в селение Лабытнанги в 30 км от города Обдорска, за Полярным кругом). По возвращении из ссылки в 1933 году отец Серафим три года жил под надзором властей в Белгороде, а затем в Кашире, Киржаче, Верее и других местах. В годы Великой Отечественной войны находился на оккупированной территории, жил у себя на родине в Галитчине. С февраля 1944 служил внештатным священником в селе Битля около Дрогобыча. В мае 1945 года - арест и отправка в Москву во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянке. В декабре 1945 года архимандрит Серафим осужден к десяти годам ИТЛ и отправлен этапом в Сибирь, в Красноярский край. По окончании срока, не имея "где главы подклонити", проживал в разных местах России: в Красноярском крае, в городах Иваново, Куйбышев (Самара), Белгород, Харьков, Орехово-Зуево, Воронеж, Днепропетровск, Сухуми, Москва и других. Непрестанно окормляя своих многочисленных духовных чад, отец Серафим вел подвижническую жизнь: совершал литургию, исповедовал, причащал, умиротворял, утешал, наставлял, помогал страждущим и скорбящим. В 1960 году после тяжелой болезни отец Серафим был тайно пострижен епископом Донатом (Щеголевым) в великую схиму с наречением имени Даниил в честь св. благоверного князя Даниила Московского. 14 февраля 1970 года, в день памяти святого мученика Трифона, в Москве схиархимандрит Даниил, напутствованный Святыми Дарами, тихо предал свою душу Господу по окончании таинства соборования. Погребен старец в Москве на Котляковском кладбище. наверх

2 ЕВГЕНИЙ ЕПИСКОП РОСТОВСКИЙ, викарий Ярославской епархии (в миру Кобранов Евгений Яковлевич). Родился 21 января 1892 года. в селе Благовещенье Дорогобуржского езда Смоленской губернии в семье учителя. В 1912 году окончил Смоленскую духовную семинарию и в 1916 - Московскую Духовную семинарию со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом. В 1916-1917 годах слушал лекции на восточном факультете Петроградского университета. В 1917 году защитил магистерскую диссертацию. В конце 1917 года рукоположен в сан священника Патриархом Тихоном к церкви Девяти мучеников, что в Девятинском переулке в Москве. В 1921 году пострижен в монашество в Новоспасском монастыре епископом Палладием; через несколько месяцев возведен в сан архимандрита и назначен наместником, а вскоре за смертью епископа Палладия и настоятелем Новоспасского монастыря.
В 1921 арестован, освобожден через две недели; в том же году вторично арестован и сослан в Архангельск. Освобожден досрочно согласно постановлению ВЦИК. С 1923 - настоятель Новоспасского монастыря, одновременно научный сотрудник музейного отдела Главнауки. Арестован весной 1923, через 3,5 месяца оправдан Московским губсудом и освобожден. Вновь арестован 18 декабря 1923 года, по постановлению Комиссии ОГПУ по административным высылкам (от 28.03.1924) приговорен к 2 годам ссылки в Хиву. По постановлению ОСО КОГПУ (от 23.01.1926) освобожден досрочно. 14/27 марта 1926 г. в Нижнем Новгороде хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Нижегородский Сергий, епископ Переславский Дамиан (Воскресенский) и епископ Васильсурский Макарий. С 15 сентября 1927 - епископ Балашевский, викарий Саратовской епархии.
Епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии - с 14 декабря 1927. В 1926-27 жил в Москве без права выезда. Отделился от митрополита Сергия в составе Ярославской группы 6 февраля 1928 г. (митрополита Агафангела, находившегося вместе с архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем), митрополитом Иосифом (Петровых) и архиепископом Варлаамом в отколе от митрополита Сергия). Постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Синода (от 11 апреля 1928) уволен на покой и запрещен в служении до раскаяния и решения о нем дела Архиерейским собором. Сначала не подчинился, но в мае 1928 примирился с митрополитом Сергием, запрещение в служении было снято 30 мая 1928 года. В этом же году арестован, сослан на три года в Сибирь. Арестован, в Ярославской тюрьме с октября 1929. После освобождения сблизился с иосифлянами. Из Ленинграда переехал в Великий Устюг 5 декабря 1933 года. Уволен на покой с Ростовской кафедры 5 декабря 1933 г.
Арестован в Вологде 7 декабря 1935 года. НКВД СССР (от 3 сентября 1936) приговорен к 5 годам ссылки в Чимкент (Казахстан). В 1935 году получил степень магистра богословия. Арестован 23 июня 1937 года по постановлению Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области (от 19 ноября 1937) приговорен к высшей мере наказания вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и митрополитом Кириллом (Смирновым).
Расстрелян 20 ноября 1937 в Чимкенте. Канонизирован РПЦЗ в 1981. наверх

3 Центральный Архив МГБ. Дело № Р-22583. Л.13. наверх

4 ИЕРЕЙ МИХАИЛ (в миру Михаил Владимирович Шик, 1887-1937). Родился 20 июля 1887 года в состоятельной еврейской семье. Его отец был почётным гражданином Москвы, купец 1-й гильдии. В 1905 году закончил 1-я Московскую гимназию. Учился в Московском университете, затем прослушал курс философии во Франкфуртском университете. После Франкфура недолго жил у родных в Варшаве. В 1912 году вернулся в Москву. Был членом историко-философского кружка, созданного его университетскими друзьями - братом и сестрой Вернадскими, сёстрами Шаховскими и другими. Был очень образованным человеком: владел древними языками - греческим, латинским, еврейским, и современными европейскими - польским, французским, немецким, английским.
С 1914 по 1918 года служил в армии в чине унтер-офицера инженерных войск. В 1918 году принял Православие. Женился на княжне Наталии Дмитриевне Шаховской. Работал в Московском университете, где занимался историей религий. В 1919-1920 годах был членом комиссии по охране памятников искусства и старины Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, учёным секретарём которой был отец Павел Флоренский. Также с 1919 по 1925 год преподавал историю в Педагогическом техникуме Сергиева Посада. В 1925 году был рукоположен во диакона митрополитом Петром в церковь Петра и Павла в Сергиевом Посаде. 1 декабря 1925 года был арестован по делу митрополита Петра (Полянского) и заключен в Бутырскую тюрьму. Властями было сфабриковано так называемое дело «Даниловский синод». В обвинительном заключении по этому делу указывалось, что в Москве «создана черносотенная церковная группировка, стремившаяся разжигать и поддерживать постоянное обострение между церковью и советской властью». «Группировка» получила наименование «Сергиевой самаринской», по фамилии А.Д. Самарина, якобы возглавлявшего ее. Входили в нее жители Сергиева Посада: дипломат П.Б. Мансуров, князь И.С. Мещерский, священник Сергий Сидоров, диакон Михаил Шик, товарищ обер-прокурора Синода П. В. Истомин. 5 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорила его по статье 68 УК РСФСР к 2 годам ссылки в Казахстан, «зная о существовании в Москве монархической организации церковников и мирян, скрыл таковую». Отбывая срок в городе Турткуль был рукоположен во иерея епископом Никодимом.
В 1928 году вернулся из ссылки в Москву и стал служить в храме св. Николая на Маросейке. В 1930 году стал служить в церкви св. Николая у Соломенной Сторожки. После возвращения из ссылки о. Михаил сблизился с «мечевской группой». Как пишет в «Записках уцелевшего» С. М. Голицын «отец Михаил был очень известен в Москве как замечательный проповедник и вдумчивый философ». Храм святого Николая у Соломенной Сторожки, где настоятелем был тогда отец Владимир Амбарцумов - последнее официальное место служения отца Михаила. В этом храме у отца Михаила были самые близкие духовные чада: известный литературовед Борис Дмитриевич Удинцев и замечательная русская пианистка Мария Вениаминовна Юдина. В 1931 году из этого храма он и отец Владимир ушли за штат в связи с отказом поминать митрополита Сергия как Местоблюстителя Патриаршего Престола. Отец Михаил поселился в городе Малоярославце, в 120 км от Москвы. С помощью родителей отцом Михаилом был куплен дом, где он принимал приезжавших из Москвы духовных чад. Работал переводчиком иностранной литературы по договорам с ГИХЛ и Детгизом. Построил домовую церковь, где совершал богослужения до ареста в 1937 году. На жизнь (в семье было 5 детей) зарабатывал переводами с английского. 25 февраля 1937 года был арестован по «делу» епископа Арсения Жадановского. 26 сентября тройка НКВД по Московской области по статье 58-10 УК РСФСР приговорила отца Петра к расстрелу за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов «Истинно-православной церкви». 27 сентября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Реабилитация состоялась 21 мая 1956 года. Литература: Шик Е. Воспоминания об отце. // Альфа и Омега, № 1, 1999 г. - М., 1999. наверх

5 БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН  - На этом бывшем секретном объекте НКВД-КГБ, действовавшем с конца 30-х и до начала 50-х г.г., только в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 года было расстреляно 20 765 человек. В основном это жители Москвы и Московской области, но наряду с ними пострадали представители более 60 национальностей, люди разного социального положения и возраста. Общее же количество пострадавших и захороненных в Бутово не известно. В числе убиенных к настоящему времени выявлено 939 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших за веру во Христа. 9 августа 2001 года правительство Московской области приняло постановление № 259/28 об объявлении памятного места «Бутовский полигон» в Ленинском районе, Государственным памятником истории. наверх

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы